8 апр. 2011 г.

Педагогический марафон

7 апреля - День школьного и детского библиотекаря

Этот день занимает на Марафоне примерно такое же место, как сама библиотека – в школе. Жизнь, работа и учеба кипят, но люди меньше озабочены тем, насколько они соответствуют формальным меркам, стандартам и требованиям. Здесь требования к себе самим горячо обсуждаются, а рамки под влиянием самых разных идей раздвигаются.
Главная, конечно, задача библиотеки – обеспечивать наполненность информационного пространства школы. С появлением компьютеров эта работа упростилась и усложнилась одновременно.
Поиск, классификация, хранение информации, обучение тому, как корректно с ней работать – все это и раньше входило в обязанности библиотекарей. Теперь с помощью ИКТ это можно сделать быстрее, качественнее. Но и объем обрабатываемой информации возрос многократно. Об этом говорили на деловой игре «Для чего школьным библиотекам информационная среда?».



Анна Цветкова, заместитель директора ОРЦИТ СЗАО г. Москвы  предложила сначала договориться о терминах. И первую часть занятия участники старательно записывали, чем, например, информационная среда отличается от информационного же пространства. Среда – лишь техническая основа, то есть, находясь в одном и том же пространстве, можно переходить из одной среды в другую (отложить книжку и включить компьютер). Чтобы лучше осознать новые цифровые возможности, ведущая предложила создать несколько групп, которые оценили бы перспективы с точки зрения разных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, методистов и самих библиотекарей (группу которых набрали сразу). А вот играть в администраторов и методистов мало кто хотел, пришлось уговаривать.
Группы разошлись обсуждать вопросы о том, какие основные направления активности библиотекаря были бы ими востребованы, какими компетенциями он должен обладать и каким образом следует формировать фонды. Во время складывания общей картины оказалось, что взгляд на хранителя школьной библиотеки действительно разнится у педагогов, например, и самих библиотекарей. Группа «учителей» решила, что центральная фигура библиотеки должна обладать поистине универсальными качествами, объединяя в себе педагогические, управленческие, компьютерные и даже бухгалтерские способности. Группа, которая играла самих себя, подошла к делу более реалистично: не отрицая, что все эти компетенции необходимы, предложила, чтобы в школьной библиотеке работало сразу три человека.
По поводу функций особых разночтений не было, дополняя друг друга, сошлись на том, что важной частью библиотечного фонда должна стать медиатека. На вопрос из зала:  что это такое, и надо ли называть оцифрованные  тексты таким громким именем, участники групп ответили, что настоящая медиатека включает в себя еще и «аннотированную коллекцию интернет-продуктов».
О тех возможностях, которые предоставляют ИКТ, говорила и Юлия Соколова, директор ИБЦ МУБиНТ г. Ярославля на мастер-классе «Что такое вебинар и как его организовать?». По ее словам интернет-технологии внесли множество позитивных изменений в процесс повышения квалификации. Теперь можно пройти курсы, получить консультацию преподавателя, пообщаться с коллегами, не отходя от компьютера, без расходов и потери времени, связанными с дальними поездками.
Интернет-технологии, конечно, дают небывалые возможности. Но ограничиваться ими все же не стоит. Хорошая идея может буквально преобразить привычные места и занятия. Это продемонстрировали сотрудники библиотеки №36 им. Н.А.Добролюбова (http://www.hamovniki.net/). «Добролюбовка на Смоленской – это один из культурных уголков Москвы, куда запросто приходят художники, актеры, писатели», – представили выступавших хозяева дня и пояснили, что пригласили эту «взрослую» библиотеку в связи с ее новым проектом.
Директор библиотеки Лилия Багрова, показывая презентацию «Музей-лаборатория «Я открываю мир книги», рассказала о том, как пришла идея организовать подобную форму занятий с юными посетителями. Музей-лаборатория предлагает детям самые разные практики взаимодействия с книгой: выставки, работу в переплетной мастерской, экскурсии, мастер-классы, библиотечные уроки. Это важно потому, что в детском возрасте так важно подкреплять любовь к чтению чувственными, тактильными, зрительными ощущениями. Впрочем, не только детям. Желающим предложили попробовать себя в роли переплетчиков, и за вторую половину лекции они собственными руками сброшюровали несколько листов.
А пока участники были заняты этим полезным рукоделием, Сергей Ивашкин, сотрудник библиотеки, говорил о том, как важно не только показывать детям ценность книги, но и обращать их внимание на среду, в которой она существует. В том числе на архитектуру здания, в котором помещается библиотека. Так родилась программа «Библиотеки в домах-памятниках». Ее участники совершают пешие прогулки-экскурсии по Москве, любуясь теми зданиями, которым выпала судьба стать хранилищами книг. Ребята рассматривают архитектурные элементы, лепят их своими руками, чтобы лучше прочувствовать форму, а потом уже как старых знакомых отыскивают в новых интерьерах и экстерьерах. «Осваивают чужой дотоле язык архитектуры», – пояснил открыватель нового жанра, в котором сплелись библиотечная работа и любовь к архитектуре, экскурсия и интерактивность.
Но центром притяжения всех культурных нитей все-таки остается книга, по крайней мере, в этот день Марафона. Многие участники по традиции  сочли необходимым послушать обзор «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков», который делала заведующая детским читальным залом ВГБИЛ Ольга Мяэотс. Они узнали о новых тенденциях («Наконец-то пошли на убыль антологии поэзии, где по два-три стихотворения каждого автора», «Появляется много хороших детских поэтов»), познакомились с самыми яркими новинками – с краткими, но емкими комментариями.
Тем, кто хотел пообщаться с автором детских книг непосредственно, была предложена встреча с писателем Юрием Нечипоренко «Современная детская литература: лицом к лицу». Здесь можно было узнать, как в одном человеке уживаются доктор физико-математических наук, детский писатель и редактор журнала «Электронные пампасы», послушать отрывки из книг автора.
Еще одним центром притяжения для участников этого дня стала презентация «Хроника одной акции. Благотворительная акция в библиотеке, школе, городе: зачем и как?»  
На вопрос «зачем» ответить легко: чтобы заработать и передать деньги для помощи детям с онкологическими заболеваниями в фонды «Подари жизнь» http://www.podari-zhizn.ru/ и «Адвита» http://www.advita.ru/
А вот рассказ Людмилы Суховой о том, как это происходило, был  обстоятельным и вдохновенным. Благотворительная акция объединила множество людей: учеников, учителей, родителей гимназии №5 Сергиева Посада, издательство «Розовый жираф» http://pgbooks.ru/about/ и всех, кто ему помогал издать книжку «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского. Для продажи гимназия организовала целый благотворительный фестиваль, который стал общим делом почти для всего города. Типография бесплатно напечатала плакаты и приглашения, преподаватели и студенты колледжа провели мастер-классы, СМИ оказали информационную поддержку. А сами ребята вслед за буксиром «пустили в плаванье» множество бумажных корабликов: сложили из цветной бумаги, написали пожелания и отправили пациентам РДКБ. Взрослые же после продажи добавили к ним полезный груз в денежном исчислении. На Марафоне, кстати, благотворительная продажа продолжилась, участники Дня пополнили копилку почти на пятнадцать тысяч рублей. А завязалось все это многодневное действо в школьной библиотеке.   
Елена Куценко 
Источник: http://news.1september.ru/?id=34032

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий