25 мар. 2011 г.

Педагогический марафон

24 марта – День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры

Особенностью  дня стало многообразие и разноплановость его проблематики. На лекциях, мастер-классах, семинарах были представлены современные концептуальные и методические разработки практически во всех областях  работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии. Вернее, с  детьми с особенностями развития, поскольку при определенных условиях проблема конкретного ребенка может быть «превращена» в образовательный ресурс.  Эта мысль красной нитью прошла через выступления логопеда, члена Совета директоров Ассоциации дислексии Натальи Свободиной,  и координатора  программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергея Прушинского, и многих других экспертов.

Наталья Свободина (лекция  «Формирование мотивации к обучению у детей с проблемами письма и чтения») начала с того, что сейчас в школу пришли «другие дети». Другие – означает, что  современные школьники отличаются необычайным разнообразием личностных особенностей. И очень часто за этими особенностями, которые на первый взгляд кажутся проблемами, осложняющими жизнь ребенка, таятся скрытые таланты и возможности. Например, в последние годы в школы приходят все больше детей с  дислексией (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма).  Но оказывается: у этих ребят воображение развито гораздо сильнее, чем у сверстников.  Они талантливо рисуют, сочиняют оригинальные стихи.  Однако  эти способности могут остаться нереализованными, если педагоги не изменят привычных способов работы с детьми. Кстати, недавно на русский язык была переведена книга Рональда Дэвиса, которая так и называется «Дар дислексии».
Вторая часть выступления Натальи Свободиной была посвящена практическим методам и приемам работы. А еще  Наталья Генриховна рассказала о том, как сама нашла способ решить типичную проблему педагогов-логопедов, которую она  сформулировала так: «ребенок ничего не хочет делать, ему не интересно выполнять предлагаемые логопедом  упражнения и задания». Как быть?
Найти решение  помог случай.   Наталья Генриховна проводила очередное  занятие с ребенком и, как ей  казалось, все шло очень хорошо. «Я буквально упивалась тем, какая я молодец, сколько интересных упражнений  придумала, и ребенок вроде бы все выполняет. Но вдруг он спрашивает: «А нам долго еще осталось заниматься?..»  Это  меня ошеломило: получается, ему  совсем неинтересно...».
И тут педагог попыталась посмотреть на занятие глазами ребенка, и поняла: «Ну, конечно же,  любому делу должен приходить конец. И ребенок хочет знать, когда это может произойти. Но просто поставить перед ним часы нельзя – это будет отвлекать. А что если…». И решение было найдено. 
К следующему занятию Наталья Генриховна нарисовала карту путешествия, которое как бы вело ученика вверх по ступенькам. Выполнил упражнение - поднимаешься на несколько ступенек, сделал еще одно упражнение – прошел еще выше. А на одном из подъемов ступеньки разделялись мостиком,  для перехода через который надо было выполнить более сложное упражнение. Не выполнил – извини:  сваливаешься в яму, где тебя поджидает «Кикимора болотная». И чтобы  вырваться из ее лап, придется ответить на несколько дополнительных вопросов.
Когда занятие превратилось в путешествие, у ребенка возникло совсем другое отношение  к работе. Он  с увлечением выполнял  задания, и… очень хотел свалиться в яму  к кикиморе, но - не получилось! А потом и другие дети стали даже специально делать ошибки, чтобы попасть к кикиморе и посмотреть: что там будет происходить. Больше того, некоторые ребята проявили инициативу и стали самостоятельно придумывать и  рисовать новые путешествия.
…Как известно, на марафоне гости могут свободно переходить из зала в зал, но  во время  выступления Натальи Свободиной желание  сделать это практически ни у кого не возникло.
Всецело завладел  вниманием зала и  старший научный сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Игорь Шпицберг (мастер-класс «Включение детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс»). Ведущий акцентировал  внимание слушателей на следующем: чтобы помочь ребенку с аутистическим расстройством, необходимо хорошо понимать истоки его проблем.
Вот пример. Как правило, образ аутиста у нас ассоциируется с недостаточным развитием, со слабыми реакциями на сенсорные стимулы.  Однако,  на самом деле, такие дети до полутора лет, - на первом этапе развития аутизма, -  отличаются высокой степенью развития и гиперсензитивностью.  Что это значит?
Если обычный ребенок, прикоснувшись к  горячей чашке, раз за разом обжигается, то в какой-то момент  понимает: до нее  дотрагиваться нельзя. То есть он перерабатывает новую информацию и формирует опыт (позитивный или негативный). Важно,  что это формирование в случае нормального развития всегда происходит в системе обратной связи. Что делает в подобной ситуации  аутист? Дотрагиваясь до горячей чашки, он получает сильнейший шок, от которого не может долго оправиться. И если  ситуация повторяется, ребенок начинает вести себя  так, словно ему вообще ни к чему прикасаться нельзя.  Отгораживаясь от мира стеной защитных механизмов, ребенок постепенно становится нечувствителен к внешним стимулам. Однако это происходит уже на втором этапе развития расстройства, начиная, примерно,  с возраста полутора лет…
Говоря об особенностях современных школьников, эксперты отметили, что проблемы детей сейчас  усложнились настолько, что школе просто необходимо  налаживать продуктивное сотрудничество с различными специалистами. О том, как это сделать рассказала дефектолог Анна Калиниченко  (лекция «Сопровождение детей с нарушением интеллекта специалистами различного профиля»). И подробно раскрыла специфику работы на различных этапах педагогического сопровождения школьников с нарушением интеллекта. Особый акцент ведущая сделала на том, что педагогам желательно различать разные уровни освоения знаний: репродуктивное усвоение с опорой на подсказку учителя и самостоятельное репродуктивное усвоение. А также продуктивное усвоение с опорой и без опоры. Здесь важно не упустить момент, когда у ребенка проявляются первые проблески способностей к продуктивной работе.  Например, он пытается самостоятельно обобщить какую-то учебную  информацию, сделать вывод. Эти усилия важно поддержать, предлагая ребенку специальные задания.
О профессиональных стереотипах, которые мешают решению проблем инклюзивного образования, рассказал координатор программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский, выступивший с сообщением  «Опыт развития инклюзивного образования в России».
А логопед Татьяна Ланина провела мастер-класс «Методы и принципы коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи». Вначале ведущая познакомила гостей марафона с  современными  научными представлениями  о   фонетико-фонематических процессах, а затем продемонстрировала  некоторые упражнения по коррекции нарушений в этой сфере. В том числе, упражнения, позволяющие установить  связи между процессами, происходящими в  правом и левом полушариях мозга.
Надо сказать, что в этот день на марафоне было довольно много практико- ориентированных мероприятий с представлением авторских технологий, методических наработок, различных приемов. Так, дефектолог Галина Зегебарт провела презентацию  технологии «Учение без мучения». Эта технология  направлена на развитие познавательных способностей ребенка,  грамотности и чтения. А логопед Татьяна Насонова показала упражнения, нацеленные на развитие моторики и фонематического слуха.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Источник: http://news.1september.ru/?id=33742 

Комментариев нет:

Отправить комментарий