К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное
чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия
через книгу, предложенная В.Н. Мясищевым). Библиотерапия начала
употребляться как в России, так и в США в 20-е гг. XX столетия, где была
создана Ассоциация больничных библиотек. В основе этого вида арттерапии
лежит использование специально подобранного для чтения литературного
материала как терапевтического средства с целью решения личностных
проблем через идентификацию с образом художественного произведения при
помощи направленного чтения.
Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки), поэзия (стихи, поэмы).
Библиотерапевтический эффект может быть достигнут, если учитываются следующие принципы:
– адекватность содержания книги характеру проблемы, заболевания, целям психокоррекционного воздействия;
– доступность содержания и изложения произведения для читателя;
– максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуации, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;
– позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личностной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.
Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение). При индивидуальном варианте чтение осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного с читателем или анализом дневника, который ведется в процессе чтения. При групповом обязательно учитывается подбор ее членов по характеру имеющихся проблем, возрасту. После чтения «лечебного» произведения проводится обсуждение, в результате которого может вырисовываться структура межличностных отношений его участников, делаются этические выводы на основании прочитанного. Беседы могут записываться на магнитофон для дальнейшего анализа специалистом. Библиотерапия является лечебно-педагогическим методом, поскольку решает задачи перевоспитания.
Библиотерапия выполняет несколько функций: диагностическую (анализ литературных художественных произведений человеком, индивидуальная беседа о прочитанном, дневник); коммуникативную (диалог между человеком и психологом, построенный по принципу резонанса состояний: желания высказаться, выслушать, объяснить, понять, установка на помощь); моделирующую (предвосхищение успеха, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые помогут решить конфликт); психотерапевтическую (изменение личностного отношения к своей проблеме, обеспечение выхода из травмирующей ситуации).
Соучастие читателя в творческом процессе является существенной стороной прочтения художественного произведения. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу. Происходит своего рода суггестия, когда автор произведения выступает в роли психотерапевта и носителя определенных ценностей. При этом факт суггестии может иметь как опосредованный (через образ, поступки героя, композицию, основную идею произведения), так и непосредственный характер (через прямые высказывания, суждения, афоризмы автора). Кульминацией библиотерапевтического воздействия является творческая активизация человека, в ходе которой он готов стать автором собственного произведения, в котором опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему, тем самым выходя из нее. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки), поэзия (стихи, поэмы).
Библиотерапевтический эффект может быть достигнут, если учитываются следующие принципы:
– адекватность содержания книги характеру проблемы, заболевания, целям психокоррекционного воздействия;
– доступность содержания и изложения произведения для читателя;
– максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуации, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;
– позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личностной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.
Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение). При индивидуальном варианте чтение осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного с читателем или анализом дневника, который ведется в процессе чтения. При групповом обязательно учитывается подбор ее членов по характеру имеющихся проблем, возрасту. После чтения «лечебного» произведения проводится обсуждение, в результате которого может вырисовываться структура межличностных отношений его участников, делаются этические выводы на основании прочитанного. Беседы могут записываться на магнитофон для дальнейшего анализа специалистом. Библиотерапия является лечебно-педагогическим методом, поскольку решает задачи перевоспитания.
Библиотерапия выполняет несколько функций: диагностическую (анализ литературных художественных произведений человеком, индивидуальная беседа о прочитанном, дневник); коммуникативную (диалог между человеком и психологом, построенный по принципу резонанса состояний: желания высказаться, выслушать, объяснить, понять, установка на помощь); моделирующую (предвосхищение успеха, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые помогут решить конфликт); психотерапевтическую (изменение личностного отношения к своей проблеме, обеспечение выхода из травмирующей ситуации).
Соучастие читателя в творческом процессе является существенной стороной прочтения художественного произведения. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу. Происходит своего рода суггестия, когда автор произведения выступает в роли психотерапевта и носителя определенных ценностей. При этом факт суггестии может иметь как опосредованный (через образ, поступки героя, композицию, основную идею произведения), так и непосредственный характер (через прямые высказывания, суждения, афоризмы автора). Кульминацией библиотерапевтического воздействия является творческая активизация человека, в ходе которой он готов стать автором собственного произведения, в котором опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему, тем самым выходя из нее. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /
Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,
Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий